Вулканический пепел может иметь большее влияние на климат, чем думали ученые

При извержении вулканов в атмосферу выбрасывается большие облака пепла и пыли — шлейфы, которые могут перекрыть воздушное движение и достигнуть высоты приблизительно 40 км над поверхностью Земли. Новое исследование, проведенное Институтом Колорадо в Боулдере, подразумевает, что таковой вулканический пепел также может иметь большее воздействие на климат планетки, чем подразумевали ученые ранее. Результаты публикует журнальчик Nature Communications.

Новое исследование посвящено извержению вулкана Келут (либо Келуд) на индонезийском полуострове Ява в 2014 году. На базе настоящих наблюдений за сиим событием и передового компьютерного моделирования команда нашла вулканический пепел, который остается в воздухе в течение месяцев либо даже подольше опосля большого извержения .

исследование началось с случайного наблюдения: члены научной группы летали на беспилотном самолете неподалеку от места извержения вулкана Келут — действия, которое покрыло огромную часть Явы пеплом и вынудило людей покинуть свои дома. При всем этом пассажиры увидели то, чего же там быть не обязано.

Через месяц опосля извержения в атмосфере все еще находились огромные частички», — заявил Юньцянь Чжу, ведущий создатель новейшего исследования и научный сотрудник Лаборатории атмосферной и галлактической физики (LASP) в CU Boulder. «Это было похоже на пепел».

Она растолковала, что ученым издавна понятно, что извержения вулканов могут сказаться на климате планетки. Эти действия приводят к выбросу большого количества частиц, богатых сероватой, высоко в атмосферу Земли, где они могут перекрыть попадание солнечного света на землю.

Но исследователи не задумывались, что зола может сыграть огромную роль в этом охлаждающем эффекте. Ученые сделали вывод, что эти глыбы каменных обломков так тяжелы, что большая часть из их, возможно, выпадают из вулканических туч скоро опосля извержения.

Команда Чжу желала узнать, почему этого не вышло в случае с извержением Келута. Основываясь на данных самолетов и ​​спутниковых наблюдениях над разворачивающейся аварией, группа нашла, что шлейф вулкана, похоже, изобилует маленькими и легкими частичками пепла — крохотными частичками, которые, возможно, могли парить в воздухе в течение долгих периодов времени, как пух одуванчиков.

Соавтор исследования Брайан Тун добавил, что эти частички, похожие на пемзу, также меняют хим состав всего вулканического шлейфа.

Тун, доктор LASP и Департамента атмосферных и океанических наук в CU Boulder, растолковал, что извергающиеся вулканы выбрасывают огромное количество диоксида серы. Почти все исследователи ранее подразумевали, что эти молекулы ведут взаимодействие с иными в воздухе и преобразуются в серную кислоту — ряд хим реакций, на выполнение которых на теоретическом уровне могут потребоваться недельки. Но наблюдения настоящих извержений демонстрируют, что это происходит намного резвее.

Беспилотный самолет НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США) Global Hawk, который следил за пеплом, оставшимся в воздухе опосля извержения. Предоставлено: НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США) / Драйден / Карла Томас.

Появилась загадка, почему эти реакции происходят так стремительно. Но ученые отыскали ответ: эти молекулы диоксида серы, кажется, прилипают к частичкам пепла, плавающим в воздухе. В процессе они могут вступать в хим реакции на поверхности самой золы, потенциально вытягивая из воздуха около 43% диоксида серы.

Иными словами, пепел может убыстрить преобразование вулканических газов в атмосфере.

Неясно, как эти облака пепла влияют на климат. На теоретическом уровне продолжительно сохраняющиеся частички в атмосфере могут затемнять планетку и даже содействовать ее остыванию опосля извержения. Плавающий пепел также может уноситься от таковых мест, как Келут, до полюсов планетки. Там он может запустить хим реакции, которые повредят важный озоновый слой Земли.

Но исследователи молвят, что ясно одно: когда извергается вулкан, может быть, пришло время направить еще больше внимания пепел и его настоящее воздействие на климат Земли.

Русская вакцина против COVID-19 поступила в штатский оборот, но к ней много претензий